Река Самарга Крупнейшая на территории Тернейского района нерестовая река восточного склона Сихотэ-Алинь. Издревне берега этой реки привлекали людей обилием рыбы и дичи. Немалое значение имела защищённость её долины со стороны материка, труднопроходимыми таёжными перевалами. Жили здесь и речные люди – ловцы лосося и лесные охотники, забредали землепашцы.
На протяжении последних столетий Самарга была одним из центров цивилизации народа Удэге. Судьба к удэгейским самаргинцам была относительно благосклонной. Во всяком случае, они дожили до наших дней, и их природная обитель почти не подверглась разрушению. Сегодня у края бездны, за которым неизвестность, застыли в ожидании уникальные нигде более не встречающиеся реликтовые леса с их не менее реликтовым хозяином – тигром.
В районе имеются 7 озёр: Духовские (3 озера), Голубичное, Благодатное, Японское, Бурное.
|
|
|
|
Оз. Голубичное |
Оз. Благодатное |
Оз. Японское |
Оз. Духово |
Полезные ископаемые Почти вся территория района сложена покровами эффузитов и базальтов. По рекам Джигитовка, Серебрянка, Таёжная, Кема и частично по реке Самарга имеются многочисленные проявления олова и полиметаллов. В районе неограниченное количество наружных ископаемых для строительства: песок, гравий, глина. Зарегистрировано и исследовано три термальных источника. Источник в с. Амгу расположен в долине реки Амгу. Вода в нём бесцветная, но по своему химическому составу, аналогична Кульдурским горячим водам. Источник используется в лечебных целях. Источники по рекам Максимовка и Пещерная, имеют воду по химическому составу гидро-карбонато-натриево-кальцевую. Температура источников выше 20 о C . Эти источники пока не используются.
Памятники природы
№№
п/п |
Название памятника |
Вид памятника |
Ранг |
Дата утверждения |
Охранная зона в га |
|
|
По ВООП |
Рекаменд |
По ВООП |
Рекоменд. |
|
|
1 |
Минеральный источник «Тёплый ключ»
|
В |
В |
М |
М(к) |
29.11.74 |
12 |
2 |
Водопад «Амгинский» |
В |
В |
М |
М(к) |
29.11.74 |
310 |
3 |
Обн. щёки |
Г |
К |
М |
М(к) |
13.07.84 |
50 |
4 |
Кедровые солонцы |
- |
К |
- |
М(к) |
не утвержд. |
150 |
5 |
Духовские озёра – местообитания солоновато-водных мидий |
- |
К |
- |
М(к) |
не утвержд. |
12 |
6 |
Урочище «Плато Озёрное» |
- |
К |
- |
М (к) |
не утвержд. |
150 |
Условные обозначения
К - комплексный
Г - геологический
В - водный
М - местный
М(к) – краевой
Пластун Пластун. Бухта в вершине залива Чилачёва. Названа в честь корвета «Пластун», построенного в Архангельске 1855 году. В 1859 году корабль «Пластун» плавал к берегам южного Приморья, под командованием капитан-лейтенанта Мацкевича и попутно проводил опись побережья. Место Пластуна было названо географами не позднее 1865 года. Пластун начал заселяться вольными людьми, казаками, старообрядцами с начала века. В. К. Арсеньев застал на наших берегах поселения Тазов, китайцев. В 1907 году по указу царского правительства для укрепления Дальневосточных рубежей приехали переселенцы и в место Пластун. В числе первых были семьи: Малютины, Верясовы, Рыжаковы. Завозили людей пароходами, «Алеут» и «Эльдорадо». Жили в землянках. На левой стороне местности, под сопкой образовался п. Филаретовка, названо так, вероятно, по вере жителей. Сейчас на этом месте нижний склад «Тернейлеса». Люди всё прибывали. Стали искать хорошую землю для жилья, посевов, пастбищ. В 1907 году в тайге образовались поселки: Золотая поляна, Утёсная, Иросолимовка, Курма, Воскресеновка, Ключи. Привез свою семью Чистяков Иосиф, обследовал место от Холодных ветров и Куналей. Позже образовалась деревня. В 1909 году начал строиться пос. Духово. Первопоселенцы прибыли из Красный Яр Ханкайского района. Слава о богатом крае разнеслась по всей России. Крестьяне, гонимые бедностью, многодетные семьи ехали с Запада на Восток. Жили бедно, но дружно. Ловили рыбу, охотились, пахали, сеяли, разводили скот. Жизнь начинали с нуля. Было трудно привыкать к диким таежным местам. В 1910 году Духово посетил В. К. Арсеньев. Высадился на косу. В отряде было 10 стрелков. Житель деревни Малютин Игнатий Корнеевич переводил его через озеро в деревню. В 1926 году на рейде в заливе Пластуна встал пароход. Он привез людей и необходимое оборудование для рыболовства. Люди высадились на землю и разместились в палатках. Так зародился рыбокомбинат “Пластунский”. Сразу строили бараки. Нанимали крестьян возить лес. Рыбаки ловили рыбу. Первым заведующим рыбокомбинатом был Осипов. Рыбы было очень много. Ловили неводом с берега так же кунгаузы выходили в бухту. В тайге гнали смолу. Кололи кленки для бочек, которые делали бондари. В бочки засаливали рыбу и отправляли кормить страну. Специалистами по засолке рыбы были Роман Викторович Титов, Вера Сергеевна Печугина. В 30-е годы началась коллективизация, колхоз назывался “Красный партизан”. Мелкие деревни стали объединяться в колхозы. Центр управления был в крупном селе Ключи. Сюда вошли Утёсная, Духово, Кунали, а мелкие села подсобными бригадами. Сеяли, пахали, разводили скот, сдавали государству, а на вырученные деньги покупали необходимый инвентарь. В рыбокомбинат “Пластунский” прибыли катера – кавасаки. Они стали уходить подальше в море и закидывать сети. План выполняли на 100 %. Директором рыбокомбината был Новиков. Председатели рыбкоопа Брайтман. Они были добрыми и умными руководителями. Секретарем комсомольской организации была Кузьмичева Мария Степановна. В поселке Шапошная работал крабоконсервный комбинат. Приезжали завербованные люди. В Пластуне построили больницу, школу, клуб. В 1932 году заведующий школой был Демьяненко П. М.. Первыми учителями были Сметанин, Гулевич. Были партийная и комсомольская организации. В 1940-1950 гг. директором Пластунской школы был Желдак Сергей Петрович. У этого директора была прекрасная душа. Он очень любил и жалел детей. Он рано умер в г. Дальнегорске. Поволоцкая Нина Александровна – учительница математики. Уехала доживать на Север. Умерла в Единке. Кузьмичева Ирина Степановна – учительница младших классов пос. Пластун. Малютина Александра Акимовна – библиотекарь. Капитаны – передовики – Коноплев Николай Николаевич, Кочетопа Михаил Михайлович, Мальков Иван Андреевич. Мотористы – Мозякин Анатолий, Пикалов Виктор, Малютин Иван, Коноплев Николай. Механический цех. Начальником механического цеха был Осадчий Алексей Васильевич. Вытачивали запасные части для “Кавасаков”, цех работал очень четко. Соблюдалась дисциплина. В В.О.В. 107 человек ушли на фронт. После 1956 года для жителей Пластуна настали трудные времена. Рыба перестала ловиться. План не выполнялся. В 1957 года рыбокомбинат сделали базой. Все оборудование вывезли в Каменку. Все кто мог поехать, поехали в экспедиции в Северо-Курильск, Парамушин, Шикотан. Мария Ивановна Коробко была универсальным врачом. В 1942 году после окончания Ульяновского медицинского института приехала в Пластун. 30 лет труда отдала поселку. Днем и ночью, пешком и на санях спешила на помощь к людям, она была хирургом, терапевтом, детским врачом, делала все, кроме операций. Алексей Павлович Коробко – киномеханик. В Пластуне сначала была передвижка, и он на телеге ездил крутить кино в Золотую Поляну, Ключи и Джигит. Он был заслуженный работник Приморья, ему вручили именное свидетельство с его портретом “Летучий киномеханик Приморья”. Малютин Аким Игнатович – инвалид В.О.В., 2-ой гражданской. Имеет награды: медаль “За отвагу”, “Гвардейский” знак, орден “ВОВ”. В 1960 году открылся зверосовхоз в старом Пластуне. Сначала построили один оленник на 4 тыс. голов. Выстроено 5 жедов для содержания мехового молодняка. В них разместили клетки и звериные домики. Директором совхоза назначен Гервальт. Построили кухню, гараж. Норок постепенно подвозили, их стало 9 тыс., позже на второй оленник завезли 900 голов оленей. До Каменки зверей везли на машинах, а с Каменки на катерах. В итоге зверосовхоз вырос в крупное хозяйство. При плане 42900 голов, норководы вырастили для государства 45700 голов ценной пушнины. От оленей при плане 750 кг получено 852 кг ценного лекарства, из пантов. Фамилии первопроходцев – норководов: - Ревуха Любовь Ивановна, Каминская Антонина Васильевна, Цыгельник О., Федотова Л., Ячмень Н., Асадчая А., Геликова Л. и др. В 1996 году из-за отсутствия кормовой базы зверосовхоз “Пластунский” самоликвидировался. Село Золотая Поляна – образовался в 1910 году, с. Кунали – образовался в 190 – прекратил существование в 1977 году, с. Утёсное – образовалось в 1912 году, прекратило существование в 1953 году. В 1976 году на ударную стройку прибыли посланцы Комсомола Украина – 50 человек. Началось строительство порта в бухте Пластун, лесоперерабатывающего комплекса, жилья, школы, больницы, детского сада. Сердцевиной работы было строительство мола с причальными стенками для буксирного флота и для отгрузки круглого леса на суда-лесовозы. Прославилась молодежная бригада, которой руководил Евгений Завертан. Впервые в районе был внедрен подрядный метод работ. В январе 1981 года, впервые океанские суда – лесовозы ошвартовались у причала Пластун. “Хардвуд” – самая молодая компания из дочек ОАО “Тернейлес”. Завод по глубокой деревообработке ЗАОПТС “Хардвуд” “ПТС” Пластун, “Тернейлес”, “Сумитомо”; “Хардвуд” – твердая древесина зарегистрирована 11 апреля 2000 года, работать начал с 1 мая 2000 года. Техновуд – уникальное предприятие глубокой деревообработки, производящее продукцию, аналогов которой нет в России.
Самарга В бассейне реки Самарга с незапамятных времен жили народы, известные народу как удэгейцы, улочи, орочи. Эти народы относятся к тунгусо-маньчжурской языковой среде. О давности проживания предков нынешних удэгейцев и родственных им народов свидетельствуют сохранившиеся в массе удэгейские названия рек, гор, урочищ. До прихода русских удэгейцы, как правило, жили в своих родовых стойбищах. Каждый род занимал определенную территорию, однако собственность на землю отсутствовала. Типичное жилье удэгейцев: в зимнее время – двускатная землянка (туэндэ) с очаговым отоплением, реже бревенчатый дом с канным или очаговым отоплением (фанза). Летом удэгейцы жили в конических чумах (тоза), некоторые строили шалаши из шкур и корья (кава).Основным направлением хозяйственной деятельности были охота, рыболовство, собирательство, затем под влиянием русских, среди аборигенов стало постепенно распространяться земледелие, добыча пантов и женьшеня. Всеобщая коллективизация в 1932 году, для удэгейцев началась с создания в селе Самарга рыболовецкого колхоза под названием “Сихотэ-Алинский колхозник”. В 1940 году за ним официально был закреплен рыболовный участок. Одновременно с коллективизацией началась ликвидация удэгейских стойбищ. Людей насильно переселяли в дома. В итоге к началу 50 годов большинство удэгейцев района, а также часть ороченских семей оказались сосредоточенными в п. Агзу. Самарга основана в 1908 году и персонально входила в состав Императорско-Гаваньского уезда (ныне Совгавань), а к Тернейскому району была присоединена в 1932 году. Первопоселенцы были из старообрядцев. Когда Арсеньев в 1907 – 1908 году подошел к р. Самарга, его заинтересовало, откуда произошло название “Самарга”. Китайцы называют эту реку “УМИ - ДА - ГОУ” т. е. “Большая долина “Уми”, удэгейцы “Дата” – в переводе – “Устье”, по Емельянову река называется Нюигый. В русской литературе об этой реке упоминают Бошняк и Максимов. Первый называет ее “Самальги”, второй “Самальга”. На реке ЧОЛО в Маньчжурии есть ороченский род Моргын” название “СА” – собственное родовое имя. Орочи с реки ЧОЛО называют себя “Са - Моргын”. Основателем с. Самарга стали лесопромышленники Скрябин и рыбопромышленник Пашенов. В память о них осталось название “Скрябинский ключ”. Там у Скрябины было что-то вроде Хутора. В годы раскулачиваний заимку разграбили. Скрябиных увезли. Переселенцы продолжали пребывать в Самаргу. Ехали в основном безземельные, многосемейные крестьяне из центральных областей России. До 1932 года население занималось основным рыбным промыслом, охотничьим промыслом. Выращивали овес, ячмень, картофель, овощи. В 1918 году был создан партизанский отряд “Северный летучий”. Его отряд разгромил в Самарге банду Степанова. В 1939 году образован сельский совет. Кто был первым председателем мнения разные. Со слов сторожила Самарги Долбилкина, им был Григорий Васильев, проработавший 4 года, Кукрин М. А. считает, что это был Скепочко, а еще есть мнение, что был Кулаков. Первые комсомольцы появились в 1925 году Шабанов, Распопин, Александров, работали они в Дальлесе. В 1929 году построили первую школу. Первым директором Самаргинской начальной школы стал Федор Карандин. В 1932 году организован рыболовецкий колхоз “Самарга - рыба” и его председателем стал Хромцев. В 1936 году - сельское потребительское общество, в 1937 – рыбкооп. И от каждой организации в селе были магазины, склады, пекарня. В 1937 году проведена первая телефонная связь. Село быстро крепло, росло. Самаргинцы вступили в колхоз, работали с энтузиазмом, с большой верой в будущее. Вскоре открылась семилетняя школа, в ней работали учителя Масунов и Пасюк. В 1936 – 1937 гг. прошли репрессии. В 1941 году Война. Многие мужчины ушли на фронт. В 1947 году на базе семилетки открылся интернат. Здесь жили дети из близлежащих сел. Первым его заведующим был Мазурин. В 1955 году открылась десятилетка. Директором был Козлов. В 1963 году по распределению попала Мятеж Нелли Ивановна. С 1967 года становится неизменным директором. В 1962 году колхоз “Самарга - рыба” – ликвидирован. В этом же году создан госпромхоз, директор Удовенко Григорий Терентьевич. В 1995 году госпромхоз самоликвидировался. Решением крайисполкома от 25 марта 1959 года Самаргинский сельсовет был упразднен и образован Пугдинский сельсовет с центром п. Пугдо. В 1970 году ликвидирован Пугдинский сельсовет и образован Самаргинский в с. Самарга. В его состав вошли Самарга, Пугдо, Унты. При Хрущеве прошла компания не перспективных сел и поселков. Были закрыты Адими, Пугдо, Малиновка, Назаровка, Вознесеновка. В Адими был рыбоконсервный комбинат и кирпичный заводы, имелись Госбанк и сберкасса, была пристань. В Пугдо – молочно-товарная ферма, пахотные земли под гречиху, рожь, овес. Тоже и в других селах. Давно нет в живых, кто строил и налаживал жизнь в Самарге, но еще есть люди, которые могут рассказать о тех далеких днях, когда создавались колхозы, строили новую жизнь, работали до седьмого пота. Козлов Сергей Сергеевич, родился в с. Самарга. Золотокина Анна Артемовна живет с 1938 года в Самарга, Скороход Владимир Иванович, Крутюк Полина Георгиевна.
Кема Поселок Малая Кема основан в 1909 году. По “царскому переселению” восемь семей прибыли в эти места, чтобы обжить их. Семьи приплыли на пароходе “Чабрушка”. Сначала жили в землянках, это продолжалось три месяца. В это же время строили дома. Вместе с первыми переселенцами жили охотники из Амгу. Их землянка была расположена там, где сейчас живет семья Шкарупа. Самой первой была построена улица Арсеньева. Она названа в честь исследователя В. К. Арсеньева, который вместе с казаками останавливался лагерем, там, где находится лесничество. Проводником Арсеньева был Дерсу Узала. В 1930 году было построено 25 домов. Переселенцы вынуждены были ездить в п. Великая Кема за продуктами. Крупы завозили пароходами. В этом же году образован рыболовецкий колхоз “Ласточка”, который переименовали в колхоз имени С. Лаза. После 1938 года в Малой Кеме из всех прибывших семей осталась только семья Родиных. В 1947 году колхоз С. Лазо перевезли на Южный Сахалин. В 1948 году появилась организация “Дальрыбпром”, – которая занималась заготовкой леса, директором был М. И. Ющенко, со временем эта организация была переименована в леспромхоз. Раньше в этих местах жили охотники-орочи. Сейчас в Малой Кеме есть электростанция, магазины, телевышка, проложена дорога. Кемский лесозаготовительный участок, где работают вахтовым методом. На территории Кемы три крестьянских хозяйства “Литвиновское”, “Семенихинское”, “Гаркуша”. Малокемское потребительское общество, основано в 1934 году, Малокемское лесничество, две воинские части пограничная и противовоздушная оборона, приход Серафима Саровского – возрожден три года назад, школа, сельский клуб, библиотека, ФАП, 5 человек заняты частной предпринимательской деятельность – направление розничная торговля.
Светлая
Поселок Светлая был образован в 1910 году. Проживало там несколько человек. Земля, на которой располагался поселок, была болотистой и необжитой. Коренное население жило в основном в верховье реки Светлая.
В 1929 году в пос. Светлая стали прибывать первые баржи с заключенными, и тогда образовалась зона “Даль Лаг”. В “Даль Лаге” заключенные занимались рыболовством, сельским хозяйством, животноводством. Они имели лошадей и 150 голов коров.
В 1932 году поселок Светлая стал заселяться вольнонаемными переселенцами, а также оставшимися после заключения на поселении. Население в 1932 году составляло 14000 человек. Коренные жители стали постепенно переселяться в поселок. В “Даль Лаге” было 4 промысла, имели 100 штук кавасаки, несколько шхун и катер. Имелись засольный и коптильный цеха, ловили и сушили крабов.
Зона “Даль Лага” была расположена в центре поселка и обнесена колючей проволокой, стояли вышки и бараки. Жители селились на берегу моря и по устью реки. Постепенно люди стали осушать болото и строить бараки.
В 1934 году развернулось строительство, стали строить дома для стахановцев, в основном вдоль берега моря. Школы в самом центре поселка не было, дети ездили учиться в школу-интернат в с. Сковородка. В “Даль Лаге” была большая хорошо оснащенная больница. В 1934 году открылся магазин-сельпо. При “Даль Лаге” была библиотека.
В 1937 году в Светлой был организован “Топо Тоф”, в 1937 году стали арестовывать людей. Среди репрессированных был капитан катера, семья Бортниковых, семья Юрковых. Скот отобрали, а семьи выдворены из поселка. “Даль Лаг” убрали перед самой войной, заключенных вывезли. На месте “Даль Лага” организовали комбинат. Директором был Назаров. В войну ловили рыбу, занимались сельским хозяйством. На месте, где стоит лесхоз, было все разработано под огороды.
В 1948 году в рыбокомбинат стали поступать промысловые суда МРС – 80.
В 1951 году моряки стали уходить в экспедиции к берегам Сахалина.
В 1953 году в Светлой был построен обрабатывающий рыбный завод, директор Гринько. Первым председателем совета стал Петруня, при совете был организован клуб, школа, а первым общественным библиотекарем был Низий. Библиотека начиналась с нескольких десятков книг, которые помещались в одном самодельном шкафу.
В 1967 году был организован леспромхоз по заготовке леса, директором стал Сумитский. В 1990 году организовано Советско-Корейское предприятие по заготовке и вывозке леса за границу.
Перетычиха В 8 км вверх по реке Единка, на левом берегу его, на поляне среди леса, в порядке расставлены пахнущие смолой новые избы староверческого селения Перетычиха. Их здесь 24. Переселились сюда с Уссури прямо в тайгу, а теперь благодаря сплоченности и трудолюбию, и конечно благодаря известной хозяйственной обеспеченности, обстроились и распахали необходимую площадь под пашню, расчистили покосы, строят водяную мельницу. Живут сытно и тепло. Всего в Перетычихе 136 душ населения. Перетычиха связана с Самаргой, туда приходится ездить за покупками /из поездки А. А. Емельянова, летом 1926 г./. Семья Малютина Евгения Ивановича приехала в Перетычиху в 1926 году, когда ему было 1,5 года. В то время в деревне было три дома Басаргиных. Семье Малютиных они не разрешили остаться, неизвестно на каких условиях, но уговорили таки братья хозяев разрешить им поселиться рядом. Так пошла расти Перетычиха. Женщины с детьми и скарбом прибыли на пароходе “Франц Мерин”. Братья же погнали скотину, больше двух десятков коров и лошадей берегом. На это потребовалось два лета. Без дорог, по непроходимой тайге, но все закончилось благополучно. Первым делом построили избушку 5х6 м, в ней и зимовали первую зиму все вместе. Потом построили дом среднему брату Петру. У него была семья 12 душ. Дом этот и сейчас стоит. В 30-е годы приехали Иродовы, Макрусовы, Лямзины, Могильниковы, Чернышовы, Суховицины. В 1933 году приехали Давыдовы, Поповы. Они были из Самары, свое место назвали Самаровкой. В 1932 году было землетрясение. Течение у берегов изменилось. Стало холодать, исчезла рыба. В 1935 году организовали колхоз. Председатель Малютин И. Е.. В него вошли шесть семей, бухгалтерия и контора располагались в избе председателя. Колхоз рос, было 900 голов овец, 900 коз, большой птичник. Староверы сразу ушли в тайгу, но их догнали и вернули назад. В деревне было все свое: мельница, пасека, магазин был в Единке, все на свою продукцию. В 1939 году магазин открыл Рукавишников. Вспоминает Баранова Феодосия Лазаревна
Приехали в Перетычиху в 1937 году, здесь пошла в школу, окончила 4 класса. Началась война, и все рухнуло. В 1940 году приехали коммунисты 125-ти тысячники поднимать деревню. Их было семеро Шумин К., Костылев Афанасий, Шпак, Трахунов В., Ляпин В., Сытин, Комков. Когда началась война, всех забрали на фронт. В живых остались Костылев, Ляпин, Комков, Шпак. Имя Трахунова вписано на обелиск. Сама Баранова Ф. Л. всю жизнь прожила в Перетычихе. Работала дояркой в колхозе, потом кассиром в киносети.
Единка
В Единке 36 дворов, 196 человек населения, исключительно русские. Есть переселенцы из Европейской части союза, из симбирской губернии, которых местные условия жизни не удовлетворяют. Есть выходцы из Сибири и из южных частей приморья. Прочных хозяйств нет, все бедняки живут покупным хлебом, кое-как кормятся, но начинают сеять хлеба, и надеются, на лучшие времена. Земельные угодья хороши, хорошо родится картофель, с десятины снимают до 800 пудов и более.
Все продукты покупают в Самарге, сообщение плохое, особенно летом. Ездить приходиться валом по берегу моря. Соберётся хозяин ехать за мешком муки, едет в Самаргу на своей лошадке. Доехал до устья реки Самарга, здесь оставляет лошадь, а сам на лодке перевозчика за 20 копеек перебирается на другой берег реки. Идёт пешком 3 версты до с. Самарга. Купит муки. На себе мешок в 5 пудов не унесёшь до перевоза, надо за подвоз заплатить 22 рубля 50 копеек, так как путь идёт по мелкой гальке, дорога скверная. За перевоз опять 20 копеек. На другой стороне ждёт своя лошадь. На частной лодке перебираться нельзя, перевозчик сердится, ему с подряда сдана переправа. Очень уж обижаются единцы на перевоз. «Пошёл бы, когда в Самаргу за какой мелочью, за письмом, а тут за перевоз отдай 40 копеек, а это почти 2 фунта мыла, копейки то у нас маленькие», говорят они.
Ходатайствуют они об открытии школ. Как не бедны единкинцы, однако, столковались и решились строить общественную водяную мельницу. Есть у единкинцев охотничья ячейка, думают промышлять зверя. За зиму 1925-1926 г. Добыли всем селом 522 белки, 24 колонка, 3 соболей, 2 лисиц – вот и весь промысел. Есть в Единке баптистская община, объединяющая 18 душ обоего пола с детьми.
(А. А. Емельянов. «Из поездки летом 1926 года по Северному побережью Приморья».)
Усть-Соболевка В 1903 году состоялась поездка старообрядцев, живших по реке Уссури, в Японию, где они хотели пригласить к ним священника – старообрядца. Когда пароход с посланниками возвращался из Японии, был сильный шторм. Пароход занесло в бухту «Кхуцин». Пассажиры вышли на берег, им понравилась красивая местность. Они договорились с губернским начальством, которое находилось в посёлке Ольга, о заселении этих мест, то есть бухты Кхуцин и других бухт старообрядцами. Договор был заключён, и до 30 года здесь жили в основном старообрядцы, китайцы и местные аборигены. Первые переселенцы, которые приехали в Усть-Соболевку (Тахобэ), это были семьи: Быковых, Зыряновых, Зайковых, Караваевых, Гостюхиных, Санниковых, Лаптевых, Копыловых, Соболевых, Столбиковых. Дед Столбиковых – Феоктий Иванович был проводником у Арсеньева. Многие и посей день, живут в Усть-Соболевке, правда, старожилов уже нет в живых, но живут их дети, внуки. Первые поселенцы занимались охотой, рыбной ловлей, сеяли зерновые, сажали картофель. Заселение продолжалось до 30-х годов, пока Советская власть не дошла до таёжных мест. В 1930 году образовался рыболовецкий колхоз «Новый путь». Здесь же на берегу была бондарка, где делали бочки для засолки рыбы. Был небольшой цех по изготовлению кирпича. Заготавливали лес, пилили доски на своей пилораме, строили дома. Первым председателем сельсовета был Блинов. На колхозной площади улице в центре была площадь с аркой и трибуной, где проводились митинги. В 1932 году открыли школу – директором был Дударко Н. Н.. До войны был открыт клуб. Была изба-читальня в войну, дом этот ещё жилой. В избе-читальне собирались жители, слушали политинформации, беседовали, обменивались книгами. В годы репрессий село пострадало. Были репрессированы крепкие мужики из семей староверов: братья Максимовы, Могильниковы, Губушкины, Соболевы и др. Многие назад не вернулись. В ВОВ на фронте погибли 23 человека. До 1972 года Усть–Соболевка называлась «Тахобэ». Возможно это китайское название, так как здесь на урочищах: Югаево, Фортовое, Соболевка жили китайцы. На их поселениях до сих пор находят камни от жерновов, ямы от фанз и другие предметы. А возможно название местного населения – удэгейцев.
Максимовка
Максимовку (Кхуцин) до 30-х годов заселяли только старообрядцы. Первыми поселенцами были: Давыдов Ефим Никитич, Давыдов Степан Лазаревич, Давыдов Григорий Лазаревич.
В 1908 году приехали: Фёдоров Ермолай Михайлович, Нагорнов Михаил Филиппович, Токарев Иван Владимирович, Заглядин Лев Андронович, Санников Игнатий с братом, Санников Фатей Митрофанович,
Светляков Зиновий, Исаев Константин.
Ехали из Самарской и Уфимской губернии на «Зелёный клин», так тогда называли Приморье. Поселились они на косогоре. Улицу они назвали Самарской, а потом образовалась Томская улица. Поселились на ней гребенщиков, Фунтиков, Наумов Иван, Селедковы Николай, Анисим, Михаил, Плотников Дементий с братьями, Долганов, Черепановы Олимпий и Галактион.
Из воспоминаний Нагорного Климента Ф.
В каком году было, не помню. Помню только, мужики построили трибуну (это где в Максимовке стоит школа). У этой трибуны народу собралось много. Выступал Лазо, с ним ещё были двое. Что они говорили, не помню, а запомнилась храмовая куртка, синие кавалерийские брюки и маузер в деревянной кобуре. С ним были Сибирцев и Горский.
Из воспоминаний Сальниковой (бывший секретарь сельсовета).
В 1930 году в Максимовке был большой колхоз имени «Сталина». Потом переименовали в «Рассвет». На берегу моря был лесопильный завод, бондарный цех, был «Дальлес», потом в Амгу перевели. За речкой был кирпичный завод, была торговая организация «Сельпо», заготовительная контора, которая занималась приёмкой шкур и пушнины.
Амгу Заселение Амгу началось в начале 20-го века. До 30-х годов здесь жили старообрядцы. В 1907 и году Арсеньев был в Амгу и писал, что старообрядцы обжились, и благодарит их за оказанную помощь. Вспоминает Черепанова Мефодия. Из книги Арсеньева «Дерсу Узала»
Старообрядческая деревня Амгу состояла из 18 дворов. Первые переселенцы перекочевали сюда в 1900 году с реки Даубихе. Живя далеко в горах, старообрядцы сохранили облик чистых великороссов. Патриархальность семьи, костюмы, утварь, вышивки на одежде, резьба по дереву и т. д. всё это напоминало древнюю Русь Интересно было наблюдать, как они жили – «Задним Числом»: для них сенсационным событием было то, что уже пришло, чем в России давно перестали интересоваться. К ним заходили японские суда и очень редко русские. Поэтому все закупки делали из Японии, в случае крайности ходили сухопутьем в залив Ольга. Средствами к жизни их были земледелие и соболевание. Занимались охотой на оленей, лосей, ловили рыбу. Ни в одежде, ни в домашней обстановке, ни в чём другом не было заметно роскоши, но, тем не менее, всё указывало, что народ зажиточный. Особенно много у них было коней. Кроме старообрядцев в Амгу жила ещё семья удэгейцев, состоящая из старика мужика, его жены и троих взрослых сыновей. К чести старообрядцев они не стали притеснять эту семью, а наоборот помогали им, начали учить земледелию и скотоводству. Лет 30 назад жило много удэгейцев, но все они погибли от оспы. Во время путешествия Арсеньева братья Черепановы показали ему гору, где много ям, в древности там добывали кремний, для изготовления различных орудий. В 1932 году с образованием Тернейского района, Амгинский сельсовет с населёнными пунктами Амгу, Сайон, Майна, Гугуй, Корыма, Широкая Падь отошли к территории Тернейского района. Были открыты: леспромхоз, школа, больница, сельмаг.
Агзу
Национальное удэгейское село было образовано в 1934 году, когда перед властями встал вопрос объединения удэгейцев. Цели были самые благие – так и снабжать их было лучше продуктами и лекарствами, и ликбез проводить, опять таки удобней. Несколько поселений удэгейцев объединили вместе, и получилось Агзу.
Самая распространённая версия появления названия села гласит о том, что Агзу – это чёртово место, поскольку название является производным от «Огзо», что означает по-удэгейски «Чёрт». Китайские купцы в начале века завезли в эти места чёрную оспу, много жизней унесла она, и долго ещё потом по берегу реки находили человеческие кости. Жители также говорят, что если взобраться на насыпь, откуда открывается вид на село, то видно, что само село расположено в форме буквы «А». Получилось это совершенно неведомым образом.
В 1937 году председателем туземного совета был Камандига.
В марте 1938 года начато строительство школы, председателем совета Аянко Пимон.
В октябре 1938 года председатель рыболовецкого колхоза Шилов. Присвоили звание колхозу «Стахановец».
В марте 1940 года председатель нац. рыб. колхоза Гадлач.
В 1940 году начато строительство гидрометеорологической станции, в 1941 закончено.
В 1938 году была изба-читальня, в 1949 году должны построить клуб.
В 1941 году прорубить пешеходную тропу от п. Вознесеновка до п. Агзу.
В 1957 году в Агзу создана самостоятельная охотничья артель малых народов Севера «Сихотэ-Алинский охотник».
Агзу – самый северный населённый пункт района, сел охотников и заготовителей даров тайги. Здесь проживает народность – удэгейцы. Добраться можно только на вертолёте или на лодках-ульмагах. Вместе с тем встают определённые проблемы перед жителями села.
До перестройки в посёлке велось строительство аэродрома, почты, клуба, ремонт жилых домов. Был большой госпромхоз. Сейчас живётся нелегко, были трудные времена с завозом продуктов, бензина. Сейчас всю заботу о селе и её жителях взяло руководство «Тернейлеса», так как там, будет открыт лесозаготовительный участок, появятся рабочие места. В настоящее время действует телевизионный ретранслятор, питающийся от ДЭС и радиосвязь.
Среди удэгейцев немало различных умельцев, есть резчики по дереву, мастера по изготовлению поделок из бересты, искусные вышивальщики, шьют обувь. в начало
ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ
Терней Бухта Терней была открыта 5-6 июля 1787 г. знаменитым французским мореплавателем Жаном Франсуа Лаперузом. Парусники «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь на траверзе мыса «Страшный», и на карте Лаперуза появилось новое название «Терней». Пластун «Пластун», «джигит» - 1867 год. Два клипера, построенные на балтийском заводе (Санкт-Петербург), парусно-моторные, были направлены для составления лоции побережья от Владивостока до императорской гавани. Через два года «Джигит» был оставлен во Владивостоке, «Пластун» направился в Санкт-Петербург. В финском заливе при подходе к крандштату, по невыясненным причинам клипер погиб со всем экипажем. В честь этих двух судов названы в заливе Рында посёлки Пластун и Джигит (посёлка Джигит – давно нет, осталось только название местности). Артёмово (Гаврино). В честь хуторянина, первопоселенца Гаврина И. Г., так же как и Чернаковка. В 1940 году Гаврино переименовано в Артёмово, в честь командира партизанского отряда «Северный летучий», Артёма Куриленко. Амгу Название прежнее, но раньше до прихода русских называлось Амагу. Максимовка Кхуцин, ныне с 1972 года Максимовка. Названа в честь одного участника экспедиции Большева – А. Максимова. Усть-Соболевка (Тахобэ) Село названо в честь первопоселенцев Соболевых. Деревень было несколько, но та, что стояла на берегу моря, названа Усть-Соболевкой. Кузнецово Название древнее, но откуда оно появилось неизвестно. Светлая Посёлок назван, как бы в насмешку, ведь там располагался лагерь заключённых «Управление лагерей особого назначения» (УЛОН). Политические, в основном ст. 58 с различными знаками. Официальное название присвоено 1942 году, когда там был организован первый сельский совет. Единка Названа в честь названия реки «Един – Эдин». Перетычиха Существуют две версии. Первая, первопоселенцы делили земли, ставили колья, обиженная сторона ночью их перетыкала, затем то же делали другие, отсюда пошло название «Перетычиха». Вторая версия. Фамилия первого землеустроителя Перетычкин, в честь его и названо село. Тавайза Да-Бай-Дзы. Переименовано в село Русское (прекратило своё существование). Мыс Егорова В честь руководителя экспедиции Большева. Благодатное Удегейское название – Коумбэ, переименованное в советские времена в Некрасовку. Озеро названо первопоселенцами «Озеро небесной благодати», название трансформировалось в Благодатное. Перевал Моленный Сейчас называется официально Малиновый. Назван в честь того, что на самом верху стоял сухой дуб, на котором были развешаны божки удэгейцев, где каждый проходивший из них молились. Русские стали называть «Моленный». Название Малиновый пришло в наше время, когда начала строиться дорога на Пластун. Она должна была пройти через Малиновый перевал, но этот проект был отложен, а название «Малиновый» так и приклеилось. Река Сань-Янь-Гоу трансформировалась в Сачугоу, затем переименовано в «Вилку». Первоначальное название переводится как «Долина идущая с юга». Сан-Хобэ , переводится «Река идущая с запада». В 1972 году переименована в Серебрянку. Бея Ба-Да-Гоу – «Долина, идущая с севера». Ныне переименована в Скрытую. Мысолов Правильно Мосолов. В честь участника экспедиции Большева. Белембэ Бей-Ля-Бей – «Холодная как камень» переименована в реку Таёжную. Малая Кема
Сяо-Кема, Та-Кема, названия остались, но Малая и Великая Кема. Самарга Произошло от тунгусо-манчьжурского слова «Самар» - шаманы. Унты От «Унта» - мелководная протока. Возможно так же от «Унте» - талая вода.
наверх
Сихотэ-Алинский заповедник
Редкими богатствами наделена природа Тернейского района. Это и непроходимая тайга с ее уникальными видами растительного и животного мира, и море, дарящее нам большое разнообразие продуктов и неописуемой красоты реки – стремительные, полноводные, окруженные дикой растительностью. Не случайно на территории района уже более полувека существует Сихотэ-Алинский заповедник. По северным рекам нашего района в последнее время проходят излюбленные маршруты туристов разных концов страны.
Самый северный крупнейший на юге Дальнего Востока Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный природный заповедник площадь территории 390 184 га, площадь морской акватории 2,9 тыс. га. расположен в северной части Приморского края (Тернейский и Красноармейский районы) и включает восточный склон хребта Сихотэ-Алинь и его водораздела. (наибольшая высота в пределах заповедника шириной 1 км), а так же часть западного склона хребта. Первоначальная цель создания заповедника – сохранение и восстановление почти истребленного в то время соболя. У истоков создания стоял известный исследователь края В. К. Арсеньев. Обоснование и необходимости организации заповедника было сделано К. Г. Абрамовым, Ю. А. Салминым.
На территории заповедника произрастает более 1100 видов сосудистых растений, в том числе 38 редких и исчезающих видов (тис остроконечный, заманиха высокая, рододендрон Фори, башмачок настоящий). Здесь обитает 63 вида наземных млекопитающих, среди них краснокнижные виды: амурский тигр (21 – 29 особей), горал (150 особей), пятнистый олень (100-120 особей), гималайский медведь. Зарегистрировано 342 вида птиц, 8 видов рептилий, 5 видов амфибий, 32 вида пресноводных рыб. Огромное значение имеет сохранение фауны и флоры на двух участках морской акватории. В настоящее время первостепенной задачей является охрана территории заповедника, научно-исследовательская деятельность, экологическое просвещение.
Национальные парки
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями. Их территории включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Предназначены для природоохранных, научных, просветительских и культурных целей и регулируемых туризма.
На территории Тернейского района планируется создание Кема-Амгинского национального парка, охранные зоны которого являются составной частью системы особо охраняемых территорий. Территория между бассейнами рек Кема и Амгу, центральная часть Тернейского района, Восточно-Сихотэ-Алинского ПХР.
Территория планируемого парка граничит с существующим заповедником и входит целиком в их буферные зоны. В данной ситуации отпадает необходимость выделения в пределах этих парков зон с заповедным режимом охраны, хотя и не исключает создания зон относительного покоя с заказным режимом охраны.
Экология
В связи с ухудшением качества окружающей среды в первую очередь отнесены кишечные инфекции, онкологические заболевания и врожденные пороки развития.
Уровни заболеваниями кишечными инфекциями зависят от степени коммунально-бытового обустройства населенных мест. Наиболее “инфицированным” является и Тернейский район. Распространению инфекций способствует слаборазвитая инфраструктура, плохое состояние водоснабжения, нерешенность проблемы удаления, обезвреживания и захоронения, бытовых отходов и стоков.
Врожденные пороки развития, за последнее время наблюдается их рост. Непрекращающийся рост этого вида патологии связывают с появлением в окружающей среде новых мутагенных и тератогенных факторов. Минимальные величины отмечены в Тернейском районе.
наверх
Пожары
Экологический экономический ущерб от пожаров огромный. Возникновению пожаров способствует выжигание травы на землях совхозов, затем огонь переходит в прилегающие леса, другие участки суши, уничтожая растительность, места обитания зверей и птиц, нередко угрожая населенным пунктам и жизни людей.
Участились пожары в отдельных горных лесных районах в связи, не исключено стихийное возникновение пожаров во время сухих гроз, но абсолютное их большинство возникает по прямой или косвенной вине человека. После пожаров происходит разрушение растительного покрова, то также огнем и последующей водной эрозией разрушаются почвы. К этой группе относятся высокогорные заросли кедрового стланика, заросли Микробиоты, подгольцовые и таежные ельники в условиях крутосклонного рельефа. На длительное время, экосистемы сменяются обширными каменистыми россыпями.
Тайны Шандуя - Диво дивное
Где находится озеро, которое каждый год исчезает и снова появляется? На севере Приморья, в Тернейском районе, в Сихотэ-Алинском заповеднике, на озерах палеовулкана Шандуй. Дороги туда, к Шандуйским озерам, не проложено, не протоптано и троп. Озеро Шандуй называют еще и Царским озером. Возлежа между плато и скалистым хребтом, оно еще с борта с вертолета поражает своей формой. Зеркало его вод напоминает притупленный наконечник копья – треугольный и симметричный с закругленными концами, с очень ровными, как по линеечке берегами - никаких бухточек, мысочков, всюду одинаковой высоты каменистый откос по всему окоему. Если прилететь на Шандуй летом Царского озера вы попросту не увидите. Не застанете. Только пустое ложе, сухие ровные осыпи берегов и дно, густо поросшее травой.
Каждую весну, в марте, вода покидает озеро. И каждую осень, в начале сентября (бывает и в конце августа), в сухую и ясную погоду, вода начинает прибывать – из ниоткуда. И как! 127 тысяч кубометров воды каждые сутки, глядишь, за неделю, самое большое, дней за десять, Царское снова покоится в своих берегах.
И ведь в озере ни разломов каких-нибудь или жерл, и ни притоков нет, ни истоков. Только где-нибудь меж камнями струятся газы, попахивает тухлым яйцом и серой.
Минет “бабье лето”, грянут морозы, и лед скует Царское озеро. А ранней весной вода покинет его, убудет также быстро, как и прибыла. В никуда. Только лед с душераздирающим скрежетом и рухнет на дно. Откуда берется вода, и куда она потом девается, в какую прорву (каждый год, из века в век!) никто толком не знает.
Еще на Шандуе водятся гигантские полозы. Иногда встречали неведомую зверушку, сильно смахивающую на тушканчика, только здоровенного, крупнее зайца.
Вот таков он, затерянный мир Шандуя. Глухие места и тайн хватает. Сколько еще неизведанного кроется под пологом тайги, в глубине земли и вод?
“Черный шаман”
На реке Амгу, известной своими порогами и открывающимися с нее красивейшими видами, есть несколько водопадов, в том числе самый крупный в Приморье высотой до 36 метров – Черный шаман. Находится он в каньоне с отвесными каменными стенами, достигающими несколько десятков метров в высоту.
Чтобы взглянуть на это чудо, надо спуститься в узкий каньон. Река здесь петляет по извилистому ущелью (ширина ее порой составляет всего 2-3 метра) – и вдруг за поворотом открывается с шумом и грохотом падающей со скал белоснежный столб воды. Он дышит холодом и яростью. Водопад, как музей природы и времени, является любимым объектом туристов, впечатляет своим величием и неповторимостью. Если вам доведется бывать здесь, то оцените сами красоту водопада, зачерпните руками его хрустальную воду и ощутите живительную силу природы.
|