ГЛАВНАЯ |
ВЕСТНИК ТЕРНЕЯ |
НОВОСТИ |
ИСТОРИЯ |
ТУРИЗМ |
БЫТИЕ НАШЕ |
Ф О Т О |
Л Ю Д И |
ИЩУ ТЕБЯ |
И Д Е И |
СПОНСОРЫ |
А В Т О Р |
ОБЪЯВЛЕНИЯ |
ГОСТЕВАЯ |
ЧАТ |
НАПИСАТЬ ПИСЬМО |
27 мая – день библиотек |
Мы не стали читать меньше Библиотечная тишина – особая, многозначительная. В этой тишине – голоса авторов тысяч и тысяч стоящих на полках книг обращаются ко всякому, кто заглянул сюда, лично, неслышно для остальных посетителей, и безошибочно угадывают настроение каждого. Поэтому вчера ты взял томик фантастики – для души, а сегодня уйдёшь с тяжёлым фолиантом произведений классика. А что предложат нам хранители этого святилища человеческой мудрости завтра? |
Мне нравится бывать здесь. А поскольку
в районной библиотеке я довольно частый гость, то накануне общероссийского
Дня библиотек я решила заглянуть туда, где за последние лет десять мне
не часто доводилось бывать – в школьную библиотеку. Хотя у школьных библиотек, как оказалось, есть и свой собственный профессиональный праздник, отмечаемый осенью, библиотекарь Тернейской школы Валентина Владимировна Николаева принимает поздравления с полным правом – её «библиотечный» стаж более 15 лет. Сразу после окончания культпросветучилища она два года проработала в сельском филиале, ещё десять лет – в районной центральной библиотеке. Сейчас работает со школьниками. - Есть существенное различие между библиотекой школьной и обычной? - С одной стороны, со взрослыми работать намного легче, – рассказывает Валентина, – но с другой – здесь интереснее организовывать мероприятия для читателей. В каждом учебном году я провожу два крупных праздника – «Посвящение в читатели» и «Книжкина неделя». Если мне нужно набрать «артистов», я захожу в любой класс и приглашаю детей. И никто не отказывается, все согласны участвовать! Посещаемость нашей библиотеки очень хорошая – в день бывает по полсотни человек. Но по сравнению с детской библиотекой наш книжный фонд заметно проигрывает. Нельзя сказать, что мы беднее – у нас много замечательной справочной литературы. Большая Советская энциклопедия – это наша палочка-выручалочка, там есть всё. Очень хороший фонд естествознания, истории – и не только школьники ею пользуются, но и наши выпускники, студенты-заочники. Вот детской, научно-популярной литературы, для начальных классов – этого явно не хватает. А классики для нашей школы достаточно. Я вспоминаю времена, когда на подписку на периодические издания нам выделялось по 10 тысяч рублей в полугодие. Сейчас ситуация намного хуже, некоторое время мы вообще оставались без журналов и газет. Сейчас выделяется по 3 тысячи. А периодика необходима всем – и учителям, и администрации школы, и, в первую очередь, детям. «Вестник образования» обязательно должен быть в школе, «Педсовет», «Последний звонок» и прочее. Одна только газета «Начальная школа» стоит 500 рублей! Сейчас так много выпускается интересных журналов для школьников – а у меня далеко не всегда есть возможность их выписать. - С учебниками тоже бывают проблемы? - А вот учебников с каждым годом стало поступать всё больше. Хотя и родителям по-прежнему приходится докупать недостающие книги. Но всё же ситуация с учебной литературой заметно улучшилась. Не так давно нам прислали замечательный 100-томник произведений школьной программы. В начале учебного года получили классику. Для школьных библиотек выходит и специальная газета, и журнал «Библиотека в школе». В этом плане мы лучше оснащены, чем обычные библиотеки. - Когда-то мы гордо называли свою страну «самой читающей». А насколько сегодня дети интересуются книгами? - Не думаю, что сейчас ребята читают меньше, чем мы читали. У меня старшая дочь берёт книги в трёх библиотеках – школьной, районной и детской, хотя есть и видео, и телевизор. Сегодня я была в четвёртом классе на «выпускном» и задала ребятам такую загадку: «Угадайте, кто из вашего класса все четыре года ходил в библиотеку каждый день?» Они отвечают: «Зина!» Это Зина Царенко – когда она приходит, я уже не знаю, что ей давать – она всё перечитала! Особенно нравятся ей журналы о цветах. Я люблю детям предлагать литературу. Сначала они сомневаются: брать-не брать? А разок взяли журнал – глядишь, назавтра уже три просят записать. Главное – суметь заинтересовать. Конечно, за последние полтора десятилетия произошла определённая переоценка ценностей, «Гарри Поттер» детям сегодня понятнее, чем «Тимур и его команда». Но, однако же, когда мы проводили праздник, посвящённый творчеству Гайдара, дети с удовольствием прочитали его произведения. Книжный фонд нашей библиотеки огромный – двадцать тысяч томов (учебники не в счёт), но «работает» из них от силы тысяч пять – в основном научно популярная литература и классика. Остальные книги стоят мёртвым грузом. «Стоит» советская литература, я и выставки делала, и беседы проводила – большого спроса у школьников эти книги не вызывают. Правда, с выставки, посвящённой Великой Отечественной войне, ребята хорошо книги брали. Эта тема им была интересна. Я думаю, постепенно мы вернёмся к этой, забытой сегодня, литературе. - А чем интересуются сегодняшние школьники? - Малыши любят листать журналы – и «Микки Маус», и «Барби», и «Том и Джерри». Развлекательную литературу мы мало выписываем – ребята сами приносят. У нас даже проходила такая акция – «Подари книгу школе». Настя Козырева подарила нам сразу 13 номеров журнала «Барби» – так каждую перемену у нас было настоящее нашествие первоклашек! А ребята постарше предпочитают научно-популярные издания – «Вокруг света», «Чудеса и приключения», «Цветы в интерьере». По экологии любимые журналы «Свирель» и «Зов тайги». Любят «Ровесник», не говорю про «Марусю» и всё прочее. «Мир техники для детей» вообще «на ура». Правда, «Юный техник» сейчас очень дорогой стал. Очень хорошо читают «Мишу», «Мурзилку» – наши «старые» журналы. А вот попробовала выписать «Пионер» и «Костёр», которые и раньше были, – не пошли. - Быть библиотекарем – это увлекательно? - Наверное, библиотекарь – это не просто профессия, это хобби. Почему? Это не престижно: зарплата у нас – наименьшая, работа – пыльная, в фонде немного поработаешь – начинается аллергия на книжную пыль. Хотя, с другой стороны, думаю, библиотекарем надо родиться. Кем бы стала, если бы пришлось вновь задуматься о профессии? Или что-нибудь, связанное с цветами выбрала бы, или же с книгами. Цветы – моя слабость, я даже среди зимы из Сибири умудрялась привозить веточки комнатных растений. А книги – это страсть. |
|